Как выбрать КАСКО
09.03.2018
Что такое франшиза в КАСКО
30.03.2018

Суброгация по КАСКОСуброгация по КАСКО — это малоизвестная, но очень важная деталь, о которой должен знать каждый водитель.

Многие ошибочно полагают, что ОСАГО + КАСКО принимают на себя все финансовые обязательства. Если у пострадавшей стороны автомобиль застрахован по полису КАСКО, то виновник ДТП часто вздыхает с облегчением, будучи уверенным, что все убытки возьмет на себя страховая компания.

Здесь появляется термин суброгация по КАСКО и начинается все самое интересное.

Рассмотрим внимательно термин «суброгация», порядок действия суброгации по каско, сроки исковой давности, правильное оформление досудебного разбирательства. А также как защитить себя от взысканий страховой компании.


С программами страхования, которые предлагает наша компания, можно ознакомиться на странице страховка КАСКО в разделе:

Программы страхования


Суброгация. Как это работает

Суброгация (от латинского — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

Существует два варианта суброгации:

  1. Претензии предъявляются страховой компании по ОСАГО виновника. При ущербе до 400 000 рублей. Полис ОСАГО — это гарантия выплаты пострадавшей стороне денежной компенсации в размере до 400 000 рублей.
  2. Претензии предъявляются самому виновнику, если сумма денежной компенсации превышает 400 000 рублей.

Пример. При ДТП вы оказались виновным в аварии. У пострадавшего невиновного есть КАСКО. Его ущерб составил 650 000 рублей без износа, страховая компания компенсирует все убытки и получит право на суброгацию на сумму 500 000 рублей с учетом износа, заменяемых деталей.  400 000 рублей будет покрыто за счет вашего полиса ОСАГО. Оставшиеся 100 000 рублей компания, где оформлен полис КАСКО, в обязательном порядке потребует от виновника ДТП.

Право на такое взыскание и называется суброгацией в традиционном понимании данного слова.

Что делать ответчику по суброгации

Каждый страховщик всегда воспользуется своим правом на суброгацию по КАСКО. Поэтому виновники ДТП, где ущерб составил более 400 000 рублей на один автомобиль, часто сталкиваются с претензией страховой компании об оплате дополнительных расходов.

Знание нюансов суброгации и правильные действия помогут виновнику происшествия уменьшить или вовсе избавиться от неожиданных выплат. Рассмотрим эти действия подробнее.

Срок исковой давности

Первым делом, получив письмо от страховой компании с требованием компенсировать ущерб, нужно проверить срок исковой давности по делу. Как правило, страховые компании не сразу присылают заявление о возмещении денежных средств, а спустя 2-3 года после дорожно-транспортного происшествия.

Нет однозначного определения сроков исковой давности по суброгации по КАСКО.
Исходя из судебной практики, в большинстве случаев, срок исковой давности составляет 3 года. Но имеются случаи, когда суд в высшей инстанции ориентировался на срок исковой давности 2 года.

ГК РФ Статья 966. Исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием

  1. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года.
  2. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.

Если сумма компенсации достаточно высокая, а претензия пришла через два года, лучше сразу обратиться к юристу.

Обязательно реагируем на претензию по суброгации по КАСКО. В случае, если виновник не приходит на заседания, даже несмотря на нарушение срока давности, суд может принять решение в пользу страховой компании. Поэтому заявляем о факте истечения срока давности лично до того, как суд вынесет постановление.

Досудебное разбирательство

Самый распространенный вид решения этого вопроса – досудебное разбирательство. Страховые компании, как правило, охотно идут навстречу.

Если страховщик предложит вам компенсировать убытки в добровольном порядке, обязательно проверьте, насколько выставленная сумма соответствует реальному ущербу. Если вы согласны с дополнительными расходами, возмещайте ущерб. В данной ситуации можно легко договориться о рассрочке платежа.

Неточности в оформлении претензии

Если полученное письмо от страховой компании оказалось большой неожиданностью, и вы не согласны с его содержанием, то изучите претензию крайне внимательно.

В полученных материалах должно быть точное описание аварии, а также причина, по которой страховщик требует денежную компенсацию. Претензия признается доказанной, если к ней прилагаются следующие документы:

  1. Отчет независимой экспертизы с детальным описанием повреждений, оригинальными фотографиями и калькуляцией стоимости ущерба.
  2. Счет на расходы (автозапчасти, ремонт повреждений) и документы, подтверждающие оплату ремонтных работ (счет-фактура, чек).
  3. Справка с места аварии, постановление суда, устанавливающее виновника дорожно-транспортного происшествия.
  4. Обоснование на суброгацию также подтверждается копией ПТС, полиса КАСКО, квитанцией об оплате полиса, заявлением владельца полиса о возмещении ущерба.

Если не выявлено никаких нарушений, водитель согласен со своей виной в ДТП и размером компенсации, остается договориться о порядке выплат денежных средств страховой компании.

Существует второй вариант – выразить частичное или полное несогласие с постановлением и обжаловать его в суде.

Если удастся отменить постановление ГИБДД, то все притязания по суброгации исчезают.

Помним:

  • право на суброгацию приобретается страховщиком только после покрытия убытков потерпевшему;
  • размер денежной претензии к виновнику должен находиться строго в пределах выплаченной суммы ущерба;
  • водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, освобожден от суброгации, эта ответственность переходит нанимателю. Это регламентируется ГК РФ Статьей 1068 «Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником». Но впоследствии работник, причинивший вред при исполнении служебных обязанностей будет нести ответственность перед его работодателем по нормам Трудового кодекса РФ (статьи 238 — 248).

 Как защитить себя от суброгации

Получив от страховой компании претензию суброгации по КАСКО, можно обратиться к юристу. Специалист разберется в калькуляции и постарается убедить страховщика уменьшить сумму возмещения, а также договорится о рассрочке платежа.

Не редки случаи, когда СК завышают сумму ущерба, предоставив сомнительную калькуляцию. Поэтому нужно проверить все документы, касающиеся оценки убытка, а также правильность всех расчетов. Часто компании выставляют счет без учета коэффициента износа транспортного средства, это неправомерно.

  1. Соответствие ремонтных работ и полученных повреждений при ДТП.
  2. Соответствие приобретенных и замененных деталей, имеющих отношение к ДТП.
  3. Проверяем цены на соответствие рыночной стоимости.

Недобросовестные страховые компании также могут приписать к счету дополнительные запчасти, не имеющие отношения к ДТП.

Когда вы принимаете решение о добровольном личном возмещении убытков пострадавшему, всегда берите у пострадавшей стороны расписку о получении денег и об отсутствии к вам претензий. Иначе, вы можете оказаться в неприятной ситуации. После аварии потерпевший автовладелец получит с вас деньги, потом обратится за возмещением ущерба в свою страховую по полису КАСКО, а страховая, через пару лет в порядке суброгации по КАСКО выставит вам счет, как виновнику ДТП.

И напоследок, полезный совет. Попав в серьезное ДТП, постарайтесь наладить контакт с потерпевшей стороной. Не лишним будет ваше присутствие при осмотре экспертом поврежденного автомобиля. Попросите копию составленной калькуляции. При возможности, получите дополнительную оценку у стороннего специалиста. По истечении срока исковой давности не выбрасывайте документы. Это поможет избежать лишних недоразумений при общении с сотрудниками страховой компании.

 

 

Есть вопросы?

Звоните:

8 (812) 994-0-994

Или заполните форму обратной связи





Отправляя формуу, вы соглашаетесь с Правилами обработки персональных данных